2 декабря 2009 г.

Статус, страх и свобода

Читала Бернарда Вербера «Мы боги» и на 253 странице в главе «Иерархия у крыс» обнаружила описание эксперимента с крысами, на который я ссылалась в самом первом посте «Подсчет популяции белых ворон». 
Интересно, что Вербер описывает, что крыс было 6, а не 7 и роли распределялись следующим образом: 2 эксплуататора, 2 эксплуатируемых, 1 козел отпущения и 1 автономист (т.е. Белая Ворона). И даже если собирали 6 эксплуататоров вместе (или например, автономистов), с течение времени из этой группы выделялся козел отпущения, автономист, 2 эксплуататора и 2 эксплуатируемых. Распределение ролей сохранялось. 
Каждый может домыслить самостоятельно, что означает быть в каждой из роли, и какую роль играет он сам.
А вот количество автономистов в популяции (одна шестая от численности, примерно 16%) более правдоподобно. 28% было как-то многовато. Действительно, автономистов не так много в популяции, зато они наиболее свободны, хотя платят за это свою цену одиночеством, бОльшим напряжением сил для добычи пищи и для ее защиты. 
А самый сильный стресс испытывают не козлы отпущения и эксплуатируемые, а эксплуататоры. Они постоянно боятся потерять свой привилегированный статус.
Я бы не променяла свободу на статус.

Комментариев нет:

Отправить комментарий